Ф.М.Достоевский о либералах
А безусловным фаворитом (естественно!) предвыборной гонки является ВРИО Губернатора МО, представитель «Единой России» Андрей Воробьев, которому уже пророчат победу сразу же в первом туре с 53% голосов… Было бы смешно, если не было бы так грустно… Из последних «достижений» данной партии: драконовское повышение цен для населения на ЖКХ, введение норм (!) на потребление электричества. По существующему законодательству, самовыдвиженцы не имеют права участвовать в этих выборах. Выдвижение кандидатов является исключительной прерогативой политических партий. Так что перед избирателями, решившими исполнить свой гражданский долг, встает очень трудная задача.
А то, что в настоящее время происходит во всех властных кругах, мало чем отличается от того, что происходило даже еще двести с лишним лет назад. Подтверждением тому являются высказывания многих литературных деятелей того времени. Специально привожу даты их жизни, чтобы наглядно это показать.
Д.И.Фонвизин в «Политическом завещании графа Н.И.Панина» писал о высшей власти в екатерининском государстве: «Тут алчное корыстолюбие довершает общее развращение; головы занимаются одним промышлением средств к обогащению. Кто может – грабит, кто не может – крадет».
(Граф Никита Иванович Панин (18.09.1718 – 31.03.1783) — русский дипломат и государственный деятель).
Николай Михайлович Карамзин (1.12.1766 – 22.05.1826) сокрушался: «Если бы отвечать одним словом на вопрос: что делается в России, то пришлось бы сказать: крадут».
Владимир Алексеевич Гиляровский (26.11.1855 – 1.10.1935) горько шутил: «В России две напасти. Внизу – власть тьмы, а на верху – тьма власти».
Федор Михайлович Достоевский (30.10.1821 – 28.01.1881) в своем знаменитом романе «Идиот» попытался дать анализ только-только зарождавшемуся в то время либерализму в России. Прочтите эти строки. Сложно поверить, что из-под пера они вышли 150 лет назад – так точно они описывают сущность современного русского либерала.
Выдержка из романа «Идиот» (1868-1869 гг):
«Евгений Павлович поймал его жест и улыбнулся.
— Я вам, господа, скажу факт, — продолжал он прежним тоном, то есть как будто с необыкновенным увлечением и жаром и в то же время чуть не смеясь, может быть, над своими же собственными словами, — факт, наблюдение и даже открытие которого я имею честь приписывать себе, и даже одному себе; по крайней мере, об этом не было еще нигде сказано или написано. В факте этом выражается вся сущность русского либерализма того рода, о котором я говорю. Во-первых, что же и есть либерализм, если говорить вообще, как не нападение (разумное или ошибочное, это другой вопрос) на существующие порядки вещей? Ведь так? Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм (о, вы часто встретите у нас либерала, которому аплодируют остальные и который, может быть, в сущности самый нелепый, самый тупой и опасный консерватор, и сам не знает того!). Эту ненависть к России, еще не так давно, иные либералы наши принимали чуть не за истинную любовь к отечеству и хвалились тем, что видят лучше других, в чем она должна состоять; но теперь уже стали откровеннее и даже слова «любовь к отечеству» стали стыдиться, даже понятие изгнали и устранили, как вредное и ничтожное. Факт этот верный, я стою за это и… надобно же было высказать когда-нибудь правду вполне, просто и откровенно; но факт этот в то же время и такой, которого нигде и никогда, спокон веку и ни в одном народе, не бывало и не случалось, а стало быть, факт этот случайный и может пройти, я согласен. Такого не может быть либерала нигде, который бы самое отечество свое ненавидел. Чем же это всё объяснить у нас? Тем самым, что и прежде, — тем, что русский либерал есть покамест еще не русский либерал; больше ничем, по-моему».
Поэтому нисколько не удивительно, что творчество (в частности – данный роман «Идиот») Ф.М.Достоевского неоднозначно оценивали как некоторые либеральные (например, лидер либеральных народников Николай Константинович Михайловский), так и демократические деятели. В числе последних был и Максим Горький, который, как основатель социалистического реализма и последователь социал-демократов, писал в свое время о Ф.М.Достоевском: «Неоспоримо и несомненно: Достоевский — гений, но это злой гений наш. Он изумительно глубоко почувствовал, понял и с наслаждением изобразил две болезни, воспитанные в русском человеке его уродливой историей, тяжкой и обидной жизнью: садическую жестокость во всем разочарованного нигилиста и — противоположность её — мазохизм существа забитого, запуганного, способного наслаждаться своим страданием, не без злорадства, однако, рисуясь им пред всеми и пред самим собою». Данная оценка была опубликована им в статье «О «карамазовщине» в 1913 году. (Горький трактовал «карамазовщину» как крайнюю степень безответственности и цинизма — «всё позволено»).
Повторюсь: выбор в ближайшее воскресенье будет сложным, но его сделать необходимо!
_______________
В написании статьи использованы материалы Википедии – свободной энциклопедии.