Правила жизни Альберта Эйнштейна
В заметке я попытался собрать показавшиеся интересными для меня лично высказывания выдающегося физика-теоретика Альберта Эйнштейна. |
Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека – это ощущение таинственности. Оно лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне, если не мертвецом, то во всяком случае слепым. Способность воспринимать то непостижимое для нашего разума, что скрыто под непосредственными переживаниями, чья красота и совершенство доходят до нас лишь в виде косвенного слабого отзвука, – это и есть религиозность. В этом смысле я религиозен. Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего.
Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не уверен.
Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие.
Я не верю в Бога, который награждает и карает, в Бога, цели которого слеплены с наших человеческих целей. Я не верю в бессмертие души, хотя слабые умы, одержимые страхом или нелепым эгоизмом, находят себе пристанище в такой вере.
Человек – это часть целого. Целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и пространстве. Он ощущает себя, свои мысли и чувства, как нечто отдельное от всего остального мира, что является своего рода оптическим обманом. Эта иллюзия стала темницей для нас. Темницей, ограничивающей нас миром собственных желаний и привязанностью к узкому кругу близких нам людей. Наша задача – освободиться от этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всем его великолепии.
По отношению к Богу я агностик (человек, воздерживающийся от суждения, говоря, что нет достаточных оснований ни для подтверждения, ни для отрицания – прим. Макс)
Интуитивный ум – это священный дар, а рациональный ум – верный слуга. Мы создали общество, которое чтит слугу и забыло о даре.
Все должно быть сделано так просто, как это возможно. Но не проще.
Если теория относительности подтвердится, то немцы скажут, что я немец, а французы – что я гражданин мира. Но если мою теорию опровергнут – французы объявят меня немцем, а немцы – евреем.
Воображение более важно чем знание. Знание ограничено, воображение – бесконечно.
Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она была создана.
Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, но не в Бога, который интересуется судьбами и поступками человеческих существ.
Я не верю в бессмертие личности; и я считаю этику исключительно человеческим делом без всякой сверхчеловеческой власти за ней.