Немного слов о рекламе
Не подумайте, что я поклонник рекламных роликов по ТВ и разнообразных отвратительных щитов и перетяжек на улицах городов. Да и тем, кто делает рекламу в нашей стране далеко до тех, чьи творения показывают на фестивале “Каннские львы”. Ни креатива у наших, ни полета фантазии, думается нет и желания делать качественную, цепляющую рекламу. |
В этой заметке я опубликую два небольших рейтинга, относящихся к рекламе, составленных некоей Анной Романовой. Кто это такая, толком узнать не удалось. Эти своеобразные “топ-листы” перепечатывают многие, начиная с 2004 года. (Кстати, рейтинги содержат несколько интересных исторических фактов).
Рейтинг первый: Удачные рекламные идеи (исторический аспект)
10. В конце XVII века в английских городах можно было увидеть одну из первых реклам питейных заведений. Она была бесхитростна, но весьма эффективна: “мертвецки пьян за пенни, как покойник – за два”.
9. Швейцарский предприниматель, “отец растворимой пищи” Юлиус Магги к рекламе относился с большой серьезностью. Именно он придумал раздавать прохожим экземпляры своей продукции, свои бульонные кубики.
8. Петербургские дореволюционные производители пива рекламировали свою продукцию тоже изобретательно. Калашниковский пивоваренный завод в 1910 году успешно применил то, что мы сегодня назвали бы адресной рекламой – рекламу на спичечных коробках. За счет этого потребление Калашниковского пива увеличилось почти в два раза, за 5 месяцев.
7. Более двух веков назад неординарной и весьма впечатляющей рекламой обойной мануфактуры стало финансирование и последующая реклама своего производства – полет первого воздушного шара Жозефа и Этьена Монгольфье.
6. Марк Твен описывал нечаянный рекламный ход совета публичной библиотеки города Конкорда, который устроил сногсшибательную рекламу книге Твена. Совет изъял книгу из своей библиотеки, как “никчемную книжонку, пригодную только для трущоб”. Это обеспечило продажу лишних 25 тыс. экземпляров.
5. В 1904 году при постановке оперы “Чио-чио-сан” Пуччини (мадам Баттерфляй) применил новшество, которое не только оживило дизайн оркестровой ямы, но и послужило одним из первых примеров скрытой рекламы. Он надел на оркестрантов галстуки-бабочки.
(по английски “бабочка” – )
4. В 1971 году, в Британии был прекращен показ рекламы, в которой с 1967 года рекламировались рыбные палочки. Рекламный герой так надоел, что лучшей рекламой продукта, который связывали с его именем (как наша тетя Ася) стала кончина рекламного героя, воодушевившая потребителя на новые траты.
3. Уникальный способ привлечь внимание к своей рекламе осуществил хозяин цветочного магазина Нью-Йорка. Зная о человеческой страсти к прочтении того, что каким-либо образом зашифровано, он поместил объявление в газете, призывающее секретарш разных фирм покупать цветы именно в его магазине, написанное стенографией.
2. Многократно увеличился объем продажи израильского молока и чупа-чупсов после того, как эти продукты в космосе были съедены космонавтами, а также после выхода космонавта в открытый космос с огромной банкой PEPSI.
1. Осенью 1960 года одна итальянская фирма сделала весьма эффективную рекламу обуви, используя увеличенное фото советского лидера Никиты Хрущева с итальянским ботинком в руке.
Рейтинг второй: Топ 10 успешной рекламы
Рассказывают, что в советские времена в магазине под всенародно известным плакатом «Пей, сынок, томатный сок – будешь строен и высок!» какой-то шутник приписал «..а то вырастешь, Василий, и пол-литры не осилишь!». Говорят, что в том магазине томатный сок пользовался небывалым спросом. Сегодня – самое удачное в истории продвижение товара или как нужно делать рекламу.
10. На 10 месте – несколько жутковатое. В 1910 году преступник, приговоренный к казни, прокричал с эшафота: «Покупайте какао Ван Гуттена!». На следующий день эта фамилия попала во все газеты, а товар его обладателя пошел нарасхват.
(Кстати, этот факт получил такое распространение, что у нас его, например, отразил Владимир Маяковский в своем тетраптихе “Облако в штанах”:
Хорошо, когда в желтую кофту
душа от осмотров укутана!
Хорошо,
когда брошенный в зубы эшафоту,
крикнуть:
“Пейте какао Ван-Гутена!”)
9. А в 1797 году Наполеон Бонапарт сделал отличную рекламу своей валюте и стране: он распространил весть о том, что в одну из монет 5-франкового достоинства якобы запечатан банковский чек на миллион франков на предъявителя… Французский банк и сегодня гарантирует выплату указанной суммы, но чек до сих пор не предъявлен.
8. Негативное отношение к новому продукту – картофелю – во Франции было сломлено весьма нестандартным путем: министр Франции Тюрго приказал поставить охрану вокруг картофельных полей. «Раз охраняют, значит, ценное», – подумал народ, и вскоре картошка стала одним из самых популярных продуктов.
7. История продажи Голливуда. Землевладелец Харвей Вилконс никогда бы не продал принадлежащие ему земли в штате Южная Калифорния, если бы его жена не вспомнила подходящее название: участки, названные Голливуд (то есть святая земля) разошлись в считанные дни.
6. Первая реклама в общественном туалете появилась в Нью-Йорке, на Манхэттене, в 1939 году. В женских ватерклозетах были размещены плакаты, рекламирующие электрические пишущие машинки. Продажи почти мгновенно подскочили на 30%.
5. Дисней, который в свое время понял, какое преимущество дает цветная пленка. Он заключил договор с единственным тогда производителем и обладателем всех прав на цветную пленку на несколько лет, и стал единственным поставщиком мультпродукции.
4. Всемирно известный производитель мотоциклов «Харлей Девидсон» предоставлял услуги и скидки байкерам, которые сделали себе татуировки с фирменным знаком «Харлей»!
3. Реклама в фильмах. Концерн BMW после размещения своей продукции в фильме «Золотой глаз» получил заказы на $300 миллионов, а продажи часов Omega Seamaster выросли на 900%. За эпизод в фильме «Основной инстинкт», с использованием виски Джек Дэниэлс, компания Seagram’s заплатила 1,2 миллиона долларов, а продажи выросли в 5 раз.
2. Гениально просто: практически безо всякой рекламы стало отлично продаваться моющее средство под названием «Обычный порошок». Забавно, но ни один из концернов, использующих в своей рекламе это словосочетание, пока не предъявил никаких претензий.
1. Наверное, такое возможно только в России. Питерское ООО «Виктория» уже почти 10 лет выпускает шампунь «ПутИна» (с ударением на второй слог). Невиданный всплеск продаж произошел с уходом президента Ельцина со своего поста. Народ с радостью раскупал шампунь, который теперь уже все называли «Шампунь Путина». Сейчас производители налаживают производство кондиционера и зубной пасты «Путина».